Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части перераспределения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, кроме того установлены сроки и правила поэтапного перехода к данной системе.
Федеральным законом № 458-ФЗ вводится новое понятие «твердые коммунальные отходы (ТКО)» - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Федеральным законом определены приоритеты, принципы деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), среди которых:
а) максимальное использование исходного сырья и материалов; б) максимальный процент обработки и утилизации отходов;
в) обезвреживание отходов;
г) размещение отходов экологически безопасным способом;
д) внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с отходами;
е) поэтапное введение запрета на захоронение видов отходов потребления:
- с содержанием органических компонентов;
- без предварительной механической и химической обработки отходов и их сортировки по компонентам, подлежащим использованию (утилизации);
- в объектах размещения отходов в неустановленных местах.
Министерством обеспечено принятие всех нормативно-правовых актов, необходимых для обеспечения деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ внес изменения в отдельные правовые акты, в том числе в 131-ФЗ в части закрепления конкретных полномочий за органами местного самоуправления. Так с 1 января 2019 года органы местного самоуправления уполномочены на:
- создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО,
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;
- организацию экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
В соответствии с установленными федеральным законодательством сроками перехода субъектов на новую систему по обращению с ТКО Правительством Иркутской области проведены конкурсные отборы, по результатам которых в апреле 2018 года статус регионального оператора присвоен:
Зона Наименование Юридический адрес Телефон Е-mail Генеральный директор
1 ООО «РТ-НЭО
Иркутск» 308000 г.
Белгород ул. Б. Хмельницкого, д.131,
помещение 15 (3955)
689087 contact@g roupstp.ru Соловьянова Тамара Евгеньевна
Не позднее 20 декабря 2018 года служба по тарифам Иркутской области должна принять решение об установлении тарифа.
1 января 2019 года - дата начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО региональными операторами.
Соглашения с региональными операторами по обращению с ТКО заключены сроком на 10 лет.
Региональный оператор обеспечивают всю цепочку обращения с ТКО, начиная от накопления ТКО и заканчивая их захоронением (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание также входит в обязанности регионарных операторов).
Региональные операторы наделены следующими полномочиями:
- заключают договоры на оказание услуг по транспортированию, захоронению, обезвреживаю ТКО с операторами по обращению с ТКО;
- заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами только с региональным оператором по обращению с ТКО.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Отдел муниципального контроля и
благоустройства территории администрации
Хомутовского муниципального образования